Если Вы читаете это сообщение, то это значит, что у нас есть проблемы с загрузкой внешних ресурсов для нашего веб сайта.

If you're behind a web filter, please make sure that the domains *.kastatic.org and *.kasandbox.org are unblocked.

Основное содержание

Водородные связи между молекулами воды

Структура молекул воды и как они взаимодействуют друг с другом с образованием водородных связей.

Введение в свойства воды

Рассмотрим, например, человека и проведём ассоциацию с контейнером, наполненным водой. Это сравнение не совсем точное, но близкое, поскольку человеческий организм на 60—70% состоит из воды. Это же утверждение справедливо не только для людей. Большинство животных и даже самых крошечных бактерий в основном состоят из воды1. Вода — основа жизни на нашей планете. Это может показаться драматичным, но это так, а правдивая драма делает жизнь интереснее! Внутриклеточные реакции и метаболизм большинства организмов протекают во внутриклеточной жидкости, — в цитозоли.
Вода — не просто самое распространённое вещество в живых организмах, она также обладает рядом необычных химических свойств, позволяющих ей поддерживать жизнь на Земле. Эти свойства играют важную роль в биологических процессах на разных уровнях: от клеток до организмов и целых экосистем. Вы можете узнать больше о свойствах воды в следующих статьях:
Уникальные свойства воды обусловливаются полярностью её молекул, и в частности — способностью образовывать водородные связи как друг с другом, так и с другими молекулами. Ниже мы рассмотрим водородную связь более подробно.

Полярность молекул воды

Чтобы понять особенности химического поведения воды, нужно посмотреть, как устроена её молекулярная структура. Молекула воды состоит из двух атомов водорода, связанных с атомом кислорода. Её изогнутая форма объясняется наличием у атома кислорода, помимо связей с атомами водорода, ещё и двух свободных пар электронов. Эти электронные пары, как свободные, так и участвующие в связи, отталкиваются друг от друга.
Наиболее устойчивая форма та, в которой атомы отдалены друг от друга: это тетраэдр, в котором OH образуют две из четырех «ножек»-связей. Свободные пары электронов «отталкиваются» сильнее, чем электроны, образующие связи, поэтому угол между связями OH немного меньше 109° идеального тетраэдра, около 104,5°.2
Поскольку кислород более электроотрицательный, более «жадным» до электронов, чем водород, атом O притягивает электроны и удерживает их вдали от атомов H. Поэтому на кислороде образуется частичный отрицательный заряд, в то время как со стороны атомов водорода – частичный положительный заряд. Вода классифицируется как полярная молекула из-за ее ковалентных полярных связей и изогнутой формы 2,3.

Водородная связь между молекулами воды

Благодаря своей полярной природе молекулы воды хорошо притягиваются друг к другу. Положительно заряженный конец одной молекулы – атом водорода – притягивается к отрицательно заряженному концу другой молекулы – к атому кислорода.
Такое притяжение называется водородной связью — это слабое взаимодействие между частично положительно заряженным водородом и другим более электроотрицательным атомом, например, кислородом. Атомы водорода, участвующие в водородной связи, притягиваются к таким электроотрицательным атомам как O, N или F.
Кроме того, молекулы воды также притягиваются к другим полярным молекулам и ионам. Заряженное или полярное вещество, которое взаимодействует с водой, растворяясь в ней, называется, гидрофильным, от греческих слов гидро — «вода» и филия — «любовь». Напротив, неполярные молекулы, например, масла и жиры, плохо взаимодействуют с водой и не растворяются в ней, стараясь от неё отделиться. Они не смешиваются, не растворяются в ней, поэтому называются гидрофобными: от греческого слова фобос — «боязнь, страх». Вы могли наблюдать этот эффект, если заправляли салат растительным маслом и уксусом, из которых сложно получить однородную смесь. Уксус — это по сути вода с небольшим количеством кислоты.

Хотите присоединиться к обсуждению?

Пока нет ни одной записи.
Знаете английский? Нажмите здесь, чтобы увидеть обсуждение, которое происходит на английской версии сайта.

The structure of water molecules and how they can interact to form hydrogen bonds.

Introduction to the properties of water

You are a talking, tool-making, learning bag of water. Okay, that’s not completely fair, but it's close since the human body is 60 to 70% water. And it's not just humans—most animals and even tiny bacteria are made up mostly of waterstart superscript, 1, end superscript. Water is key to the existence of life as we know it. That may sound dramatic, but it’s true—and dramatic things that are true are what make life interesting! Most of an organism’s cellular chemistry and metabolism occur in the water-based “goo” inside its cells, called cytosol.
Water is not only very common in the bodies of organisms, but it also has some unusual chemical properties that make it very good at supporting life. These properties are important to biology on many different levels, from cells to organisms to ecosystems. You can learn more about the life-sustaining properties of water in the following articles:
Water owes these unique properties to the polarity of its molecules and, specifically, to their ability to form hydrogen bonds with each other and with other molecules. Below, we'll look at how this hydrogen bonding works.

Polarity of water molecules

The key to understanding water’s chemical behavior is its molecular structure. A water molecule consists of two hydrogen atoms bonded to an oxygen atom, and its overall structure is bent. This is because the oxygen atom, in addition to forming bonds with the hydrogen atoms, also carries two pairs of unshared electrons. All of the electron pairs—shared and unshared—repel each other.
The most stable arrangement is the one that puts them farthest apart from each other: a tetrahedron, with the O, minus, H bonds forming two out of the four “legs”. The lone pairs are slightly more repulsive than the bond electrons, so the angle between the O, minus, H bonds is slightly less than the 109° of a perfect tetrahedron, around 104.5°.start superscript, 2, end superscript
Because oxygen is more electronegative—electron-greedy—than hydrogen, the O atom hogs electrons and keeps them away from the H atoms. This gives the oxygen end of the water molecule a partial negative charge, while the hydrogen end has a partial positive charge. Water is classified as a polar molecule because of its polar covalent bonds and its bent shapestart superscript, 2, comma, 3, end superscript.

Hydrogen bonding of water molecules

Thanks to their polarity, water molecules happily attract each other. The plus end of one—a hydrogen atom—associates with the minus end of another—an oxygen atom.
These attractions are an example of hydrogen bonds, weak interactions that form between a hydrogen with a partial positive charge and a more electronegative atom, such as oxygen. The hydrogen atoms involved in hydrogen bonding must be attached to electronegative atoms, such as O, N, or F.
Water molecules forming hydrogen bonds with one another. The partial negative charge on the O of one molecule can form a hydrogen bond with the partial positive charge on the hydrogens of other molecules.
Water molecules are also attracted to other polar molecules and to ions. A charged or polar substance that interacts with and dissolves in water is said to be hydrophilic: hydro means "water," and philic means "loving." In contrast, nonpolar molecules like oils and fats do not interact well with water. They separate from it rather than dissolve in it and are called hydrophobic: phobic means "fearing." You may have noticed this as a not-so-handy feature of oil and vinegar salad dressings. Vinegar is basically just water with a bit of acid.

Attribution:

This article is a modified derivative of “Water” by OpenStax College, Biology, CC BY 3.0. Download the original article for free at http://cnx.org/contents/185cbf87-c72e-48f5-b51e-f14f21b5eabd@9.85:7/Biology.
The modified article is licensed under a CC BY-NC-SA 4.0 license.

Works cited

  1. "Bacterial cell structure." Wikipedia. June 24, 2015. Accessed July 5, 2015. https://en.wikipedia.org/?title=Bacterial_cell_structure.
  2. "Properties of water." Wikipedia. May 27, 2016. Accessed May 28, 2016. https://en.wikipedia.org/wiki/Properties_of_water.
  3. Reece, J. B., L. A. Urry, M. L. Cain, S. A. Wasserman, P. V. Minorsky, and R. B. Jackson. "Polar covalent bonds in water molecules result in hydrogen bonding." In Campbell Biology, 45. 10th ed. San Francisco, CA: Pearson, 2011.

Additional references

"Bacterial cell structure." Wikipedia. June 24, 2015. Accessed July 5, 2015. https://en.wikipedia.org/?title=Bacterial_cell_structure.
"Bent molecular geometry." UC Davis ChemWiki. Accessed July 5, 2015. http://chemwiki.ucdavis.edu/Inorganic_Chemistry/Molecular_Geometry/Bent_Molecular_Geometry.
"Hydrogen bond." Wikipedia. October 2, 2015. Accessed October 4, 2015. https://en.wikipedia.org/wiki/Hydrogen_bond.
"Properties of water." Wikipedia. May 27, 2016. Accessed May 28, 2016. https://en.wikipedia.org/wiki/Properties_of_water.
Raven, P. H., G.B. Johnson, K. A. Mason, J. B. Losos, and S. R. Singer. "The nature of molecules and properties of water." In Biology, 17-30. 10th ed. AP ed. New York, NY: McGraw-Hill, 2014.
Reece, J. B., L. A. Urry, M. L. Cain, S. A. Wasserman, P. V. Minorsky, and R. B. Jackson. "Water and life." In Campbell Biology, 44-54. 10th ed. San Francisco, CA: Pearson, 2011.