If you're seeing this message, it means we're having trouble loading external resources on our website.

Если вы используете веб-фильтр, пожалуйста, убедитесь, что домены *.kastatic.org и *.kasandbox.org разблокированы.

Основное содержание

Теплоёмкость, теплота парообразования и плотность воды

Теплоёмкость и теплота парообразования воды. Испарительное охлаждение. Почему лёд не тонет?

Введение

Представьте, что на улице — жара. Вы некоторое время провели под палящим солнцем, вспотели и присели, чтобы выпить стакан ледяной воды. Расслабившись, вы смотрите, как по вашим рукам бегут капельки пота, а на поверхности воды в стакане плавают кубики льда. Благодаря нашим урокам, посвящённым изучению свойств воды, вы понимаете, что и пот на руках, и плавающие кубики льда в стакане — это всё проявления удивительной способности молекул воды образовывать водородные связи.
Как это получается? Молекулы воды прекрасно образовывают водородные связи, слабые взаимодействия между частично положительными и частично отрицательными концами молекул. Водородные связи объясняют и охлаждение поверхности при испарении воды (поэтому пот охлаждает ваше тело), и низкую плотность льда (поэтому кубики плавают).
Давайте подробнее рассмотрим, как водородные связи влияют на изменение температуры, замерзание и испарение воды.

Вода: твёрдая, жидкая и газообразная

У воды есть уникальные химические характеристики во всех трёх состояниях — твёрдом, жидком и газообразном — благодаря способности её молекул образовывать друг с другом водородные связи. Поскольку почти все живые организмы, от бактерий до людей, по большей части состоят из воды, понимание этих уникальных химических свойств крайне важно при изучении биологии.
В жидком состоянии воды водородные связи постоянно образуются и разрываются, поскольку молекулы постоянно движутся друг относительно друга. Разрыв этих связей вызван энергией движения (кинетической энергией) молекул воды за счет тепла, содержащегося в системе.
Когда количество тепла увеличивается (например, при кипячении воды), кинетическая энергия молекул приводит к разрушению водородных связей, что позволяет молекулам воды переходить в газообразное состояние (превращаться в водяной пар).
С другой стороны, когда температура падает, и вода замерзает, её молекулы образуют кристаллическую решётку, поддерживаемую водородными связями (энергии тепла в этом случае недостаточно для разрыва этих связей). Такая структура делает лёд менее плотным по сравнению с водой в жидком состоянии.

Плотность воды и льда

Меньшая плотность воды в её твёрдом состоянии обусловливается ориентацией водородных связей при замерзании. Точнее, молекулы воды отдаляются друг от друга во время образования льда.
Это значит, что вода при замерзании расширяется. Возможно, вы наблюдали это явление, когда помещали закрытый стеклянный контейнер с жидким содержимым (например, с супом или газировкой) в морозильную камеру холодильника, а затем обнаруживали, что контейнер треснул, поскольку вода в нём замёрзла и увеличилась в объёме.
При затвердевании (то есть при понижении температуры и уменьшении кинетической энергии молекул) молекулы упаковываются в более плотную структуру, из-за чего в твёрдом состоянии плотность вещества становится выше, чем в жидком. В этом смысле вода является аномальной жидкостью, поскольку она в твёрдом состоянии имеет меньшую плотность.
Иллюстрация: оригинал взят из OpenStax Biology. Изменения внесены Джейн Уитни (слева), изображение создано при помощи программного обеспечения Visual Molecular Dynamics (VMD) (Humphrey, 1996), и Карлосом Понте (справа).
Поскольку лёд менее плотный, он плавает на поверхности воды, как мы видим на примере айсберга или кубиков льда в стакане сока. В озёрах и прудах лёд образовывает своеобразный барьер на поверхности воды, защищая животных и растения под ним от замерзания.
Почему замерзание губительно для живых организмов? Вернёмся к примеру с положенной в морозильную камеру и лопнувшей бутылкой с газировкой. Если клетка замёрзнет, её жидкое содержимое увеличится в размерах, а мембрана (как замёрзшая бутылка с газировкой) разлетается на кусочки.

Теплоёмкость воды

Для повышения температуры воды требуется большое количество тепла, поскольку часть этой энергии уйдёт на разрыв водородных связей между молекулами. Иными словами, у воды — высокая удельная теплоёмкость, которая определяется как количество тепла, необходимого для повышения температуры одного грамма вещества на один градус Цельсия. Количество тепла, необходимого для нагревания 1 грамма воды на 1°C имеет название — калория.
Благодаря высокой теплоёмкости, воду можно использовать для минимизации температурных колебаний. Например, удельная теплоёмкость воды в пять раз больше, чем у песка. После заката берег моря остывает быстрее, чем вода в нём, поэтому ночью медленно остывающая вода согревает прибрежные территории. Кроме того, вода используется для распределения тепла у теплокровных животных, в этом смысле она схожа с системой охлаждения автомобиля: вода переносит тепло от более тёплых участков организма к более холодным, позволяя сохранять равномерную температуру тела.

Теплота парообразования воды

Воду не только сложно нагревать, точно так же невероятное количество энергии требуется для её испарения, потому что часть тепла будет использована для разрыва водородных связей между молекулами, чтобы молекулы перешли в газообразное состояние. Это значит, что у воды высокая теплота парообразования, под этим термином понимается количество тепла, необходимое для превращения одного грамма жидкости в газ при постоянной температуре.
Теплота парообразования воды приблизительно равняется 540 кал/г при 100°C, то есть в точке кипения воды. Обратите внимание, что некоторые молекулы воды, те, у которых высокая кинетическая энергия, могут покидать её поверхность и при более низких температурах.
Молекулы воды, испаряясь, охлаждают поверхность, с которой они испаряются. Этот процесс называется испарительным охлаждением. Дело в том, что молекулы с самой высокой кинетической энергией теряют ее при испарении (больше информации см. в видеоролике об испарительном охлаждении). В теле человека и многих других организмов для этого используется пот, состоящий на 99% из воды. Испаряясь, он позволяет поддерживать стабильную температуру тела.

Хотите присоединиться к обсуждению?

Пока нет ни одной записи.
Знаете английский? Нажмите здесь, чтобы увидеть обсуждение, которое происходит на английской версии сайта.

Specific heat, heat of vaporization, and density of water

Specific heat capacity and heat of vaporization of water. Evaporative cooling. Why ice floats.

Introduction

Let’s imagine that it’s a hot day. You’ve just been out in the sun for awhile, and you’re sweating quite a bit as you sit down and grab a glass of cool ice water. You idly notice both the sweat beads on your arms and the chunks of ice floating at the top of your water glass. Thanks to your hard work studying the properties of water, you recognize both the sweat on your arms and the floating ice cubes in your glass as examples of water's amazing capacity for hydrogen bonding.
How does that work? Water molecules are very good at forming hydrogen bonds, weak associations between the partially positive and partially negative ends of the molecules. Hydrogen bonding explains both the effectiveness of evaporative cooling (why sweating cools you off) and the low density of ice (why ice floats).
Here, we’ll take a closer look at the role of hydrogen bonding in temperature changes, freezing, and vaporization of water.

Water: Solid, liquid, and gas

Water has unique chemical characteristics in all three states—solid, liquid, and gas—thanks to the ability of its molecules to hydrogen bond with one another. Since living things, from human beings to bacteria, have a high water content, understanding the unique chemical features of water in its three states is key to biology.
In liquid water, hydrogen bonds are constantly being formed and broken as the water molecules slide past each other. The breaking of these bonds is caused by the energy of motion (kinetic energy) of the water molecules due to the heat contained in the system.
When the heat is raised (for instance, as water is boiled), the higher kinetic energy of the water molecules causes the hydrogen bonds to break completely and allows water molecules to escape into the air as gas. We observe this gas as water vapor or steam.
On the other hand, when the temperature drops and water freezes, water molecules form a crystal structure maintained by hydrogen bonding (as there is too little heat energy left to break the hydrogen bonds). This structure makes ice less dense than liquid water.

Density of ice and water

Water’s lower density in its solid form is due to the way hydrogen bonds are oriented as it freezes. Specifically, in ice, the water molecules are pushed farther apart than they are in liquid water.
That means water expands when it freezes. You may have seen this for yourself if you've ever put a sealed glass container containing a mostly-watery food (soup, soda, etc.) into the freezer, only to have it crack or explode as the liquid water inside froze and expanded.
With most other liquids, solidification—which occurs when the temperature drops and kinetic (motion) energy of molecules is reduced—allows molecules to pack more tightly than in liquid form, giving the solid a greater density than the liquid. Water is an anomaly (that is, a weird standout) in its lower density as a solid.
(Left) Crystal structure of ice, with water molecules held in a regular 3D structure by hydrogen bonds. (Right) Image of icebergs floating on the surface of the ocean.
Image: modified from OpenStax Biology. Modifications of work by Jane Whitney (left), image created using Visual Molecular Dynamics (VMD) software (Humphrey, 1996), and by Carlos Ponte (right).
Because it is less dense, ice floats on the surface of liquid water, as we see for an iceberg or the ice cubes in a glass of iced tea. In lakes and ponds, a layer of ice forms on top of the liquid water, creating an insulating barrier that protects the animals and plant life in the pond below from freezing.
Why is it harmful for living things to freeze? We can understand this by thinking back to the case of a bottle of soda pop cracking in the freezer. When a cell freezes, its watery contents expand and its membrane (just like the soda bottle) is broken into pieces.

Heat capacity of water

It takes a lot of heat to increase the temperature of liquid water because some of the heat must be used to break hydrogen bonds between the molecules. In other words, water has a high specific heat capacity, which is defined as the amount of heat needed to raise the temperature of one gram of a substance by one degree Celsius. The amount of heat needed to raise the temperature of 1 g water by 1 °C is has its own name, the calorie.
This calorie is similar to that one, but not exactly the same. The “food calorie” you see on the back of a candy bar is is actually a kilocalorie, or a thousand small calories.
Because of its high heat capacity, water can minimize changes in temperature. For instance, the specific heat capacity of water is about five times greater than that of sand. The land cools faster than the sea once the sun goes down, and the slow-cooling water can release heat to nearby land during the night. Water is also used by warm-blooded animals to distribute heat through their bodies: it acts similarly to a car’s cooling system, moving heat from warm places to cool places, helping the body keep an even temperature.

Heat of vaporization of water

Just as it takes a lot of heat to increase the temperature of liquid water, it also takes an unusual amount of heat to vaporize a given amount of water, because hydrogen bonds must be broken in order for the molecules to fly off as gas. That is, water has a high heat of vaporization, the amount of energy needed to change one gram of a liquid substance to a gas at constant temperature.
Water’s heat of vaporization is around 540 cal/g at 100 °C, water's boiling point. Note that some molecules of water – ones that happen to have high kinetic energy – will escape from the surface of the water even at lower temperatures.
As water molecules evaporate, the surface they evaporate from gets cooler, a process called evaporative cooling. This is because the molecules with the highest kinetic energy are lost to evaporation (see the video on evaporative cooling for more info). In humans and other organisms, the evaporation of sweat, which is 90% water, cools the body to maintain a steady temperature.

Attribution:

This article is a modified derivative of “Water,” by OpenStax College, Biology (CC BY 3.0). Download the original article for free at http://cnx.org/contents/185cbf87-c72e-48f5-b51e-f14f21b5eabd@9.85:7/Biology.
The modified article is licensed under a CC BY-NC-SA 4.0 license.

Additional references:

Evaporation. (2015). In ScienceDaily. Retrieved from http://www.sciencedaily.com/terms/evaporation.htm.
Harvey, A. (2000, July 17). Re: How is heat capacity of water related to hydrogen bonding? [963444050.Ch]. Message posted to http://www.madsci.org/posts/archives/2000-07/963870691.Ch.r.html.
Humphrey, W., Dalke, A., and Schulten, K. (1996). VMD—Visual Molecular Dynamics. Journal of Molecular Graphics, 14, 33-38.
Raven, P. H., Johnson, G. B., Mason, K. A., Losos, J. B., and Singer, S. R. (2014). The nature of molecules and properties of water. In Biology (10th ed., AP ed., pp. 17-30). New York, NY: McGraw-Hill.
Reece, J. B., Urry, L. A., Cain, M. L., Wasserman, S. A., Minorsky, P. V., and Jackson, R. B. (2011). Four emergent properties of water contribute to Earth's suitability for life. In Campbell Biology (10th ed., pp. 45-50). San Francisco, CA: Pearson.
Some energy details related to heating water. (n.d). In HyperPhysics. Retrieved from http://hyperphysics.phy-astr.gsu.edu/hbase/thermo/phase.html.