If you're seeing this message, it means we're having trouble loading external resources on our website.

Если вы используете веб-фильтр, пожалуйста, убедитесь, что домены *.kastatic.org и *.kasandbox.org разблокированы.

Основное содержание

Бактериальная трансформация и селекция

Трансформация плазмидной ДНК в бактерии. Селекция бактерии. Производство и очистка белка.

Основные моменты:

  • Бактерии могут поглощать чужеродную ДНК в процессе, называемом трансформацией.
  • Трансформация — ключевой этап в клонировании ДНК. Он происходит после обработки рестриктазой и последующего лигирования, в результате чего вновь образованная плазмида переносится в бактерии.
  • После трансформации бактерии отбираются в чашках с антибиотиком. Бактерии с плазмидой устойчивы к антибиотику, и каждая из них образует колонию.
  • Колонии с правильной плазмидой можно наращивать для создания больших культур идентичных бактерий, которые используются для производства плазмиды или белка.

Общая картина: клонирование ДНК

Трансформация и отбор бактерий — ключевые этапы клонирования ДНК. Клонирование ДНК — это процесс создания множества копий определенного фрагмента ДНК, например, гена. Эти копии часто создаются в клетках бактерий.
В классическом эксперименте по клонированию учёные сначала встраивают фрагмент ДНК, например, ген, в кольцевую молекулу ДНК, называемую плазмидой. Для этого этапа используются рестриктазы и ДНК-лигаза, а сам процесс вставки целевого гена называется лигированием.
Следующим шагом после лигирования является перенос ДНК в клетки бактерий - этот процесс называется трансформацией. Затем учёные могут проводить отбор интересующих бактерий с помощью отбора антибиотиками и другими методами анализа ДНК, чтобы выявить те бактерии, которые содержат нужную плазмиду.

Этапы трансформации бактерий и их отбор

Вот обычная процедура трансформации и отбора бактерий.
  1. Специально подготовленные бактерии смешиваются с ДНК (например, полученной в результате лигирования).
  2. Бактерии подвергаются тепловому шоку, который «побуждает» их захватить плазмиду. Большинство бактерий не захватывают плазмиды, но некоторые всё же это делают.
  3. Плазмиды, используемые при клонировании, содержат ген устойчивости к антибиотику. После трансформации все бактерии помещаются в чашку с питательной средой, содержащей антибиотик и в результате остаются только те бактерии, которые поглотили плазмиду.
  4. Бактерии без плазмиды погибают. Каждая бактерия с плазмидой даёт начало группе идентичных бактерий, содержащих плазмиду, эту группу называют колонией. Типичная колония выглядит как небольшая белая точка размером с булавочную головку.
  5. Несколько колоний проверяются для определения колонии с нужной плазмидой.
  6. Колония, содержащая нужную плазмиду, наращивается в больших объёмах и используется для производства плазмиды или белка.
  1. Специально подготовленные бактерии смешиваются с ДНК (например, полученной в результате лигирования).
  2. Бактерии подвергаются тепловому шоку, в результате чего некоторые из них поглощают плазмиду.
  3. Плазмиды, используемые при клонировании, содержат ген устойчивости к антибиотику. После трансформации все бактерии помещаются в чашку с питательной средой, содержащей антибиотик и в результате остаются только те бактерии, которые поглотили плазмиду.
Схема плазмиды. Плазмида содержит ген устойчивости к антибиотику, промотор, управляющий экспрессией генов в бактериях, и целевой ген, вставленный в процессе лигирования.
  1. Бактерии без плазмиды погибают. Каждая бактерия с плазмидой даёт начало группе идентичных бактерий, содержащих плазмиду, такую группу называют колонией.
  2. Для определения колонии с «правильной» плазмидой проводится проверка нескольких колоний (например, с помощью ПЦР или рестрикционного анализа).
  3. Колония, содержащая нужную плазмиду, наращивается в больших объёмах и используется для производства плазмиды или белка.

Зачем нужно проверять колонии?

Все бактерии, образующие колонии, должны содержать плазмиду, которая обеспечивает ей устойчивость к антибиотикам. Однако вовсе не обязательно, что во всех колониях плазмида будет одинаковой.
Почему так? Когда мы разрезаем плазмиду и вставляем ДНК, часто кроме плазмиды, которую мы собираемся создать, образуются нежелательные продукты. Например, когда мы пытаемся встроить ген в плазмиду с помощью определённой рестриктазы, в некоторых случаях плазмида закрывается обратно (не принимая ген), в других случаях ген встраивается в обратном направлении.
Слева: ген встроился в плазмиду в правильном направлении (направлен в ту же сторону, что и промотор). Именно такого варианта плазмиды после лигирования мы и хотим добиться.
В центре: плазмида закрывается обратно, не встраивая ген. Это бесполезная плазмида.
Справа: ген встраивается в плазмиду в обратном направлении (направлен в противоположную сторону относительно промотора). Если мы хотим в дальнейшем добиться экспрессии гена в бактериях, такая плазмида нам не поможет.
Почему важно, чтобы ген встроился в плазмиду в определённом направлении? В некоторых случаях это неважно. Однако если мы хотим добиться экспрессии гена в бактериях для синтеза белка, ген должен встроиться в плазмиду в правильном направлении относительно промотора или какой-либо другой последовательности, которая управляет экспрессией гена. Если ген будет «перевёрнут», то будет транскрибирована «неправильная» цепь ДНК, и дальнейшего синтеза белка не последует.
Из-за таких нежелательных исходов важно взять плазмидную ДНК из каждой колонии и проверить, соответствует ли она плазмиде, которую мы пытались создать. Для анализа плазмидной ДНК, взятой из бактериальных колоний, обычно используются рестрикционный анализ, ПЦР и секвенирование ДНК.

Синтез белка в бактериях

Предположим, что мы находим колонию с «хорошей» плазмидой. Что происходит дальше? Зачем мы занимались преобразованиями, отбором и анализом?

Вариант 1: Бактерии = плазмидные фабрики

В некоторых случаях бактерии просто используются как «плазмидные фабрики», производящие большое количество плазмидной ДНК. Плазмидную ДНК можно использовать на следующих этапах клонирования ДНК (например, для создания более сложных плазмид) или в различных экспериментах.
В некоторых случаях плазмиды напрямую используются в практических целях. Например, плазмиды недавно были использованы в клиническом исследовании генной терапии для доставки человеческого гена в ткани легких у пациентов с генетическим заболеванием кистозный фиброз 1.

Вариант 2: Бактерии = белковые фабрики

В других случаях бактерии могут использоваться как «фабрики» по производству белка. Если плазмида имеет правильную последовательность, бактерии можно заставить экспрессировать содержащийся в ней ген после воздействия на них определенного химического сигнала. Экспрессия гена приводит к созданию мРНК, которая транслируется в белок. Затем бактерии можно лизировать (разрушить), чтобы высвободить белок.
Выбранная колония вырастает в большую культуру. В ней бактерии подвергаются стимулированию, чтобы вызвать экспрессию целевого гена, добавлением химического вещества в питательную среду. Внутри каждой бактерии целевой ген транскрибируется в мРНК, а мРНК транслируется в белок. Белок, кодируемый целевым геном, накапливается внутри бактерий.
Бактерии содержат множество белков и макромолекул. Из-за этого новый белок необходимо очистить (отделить от других белков и макромолекул), прежде чем использовать. Для очистки белка есть множество различных методов.
Клетки, которые синтезировали белок, разрушаются (лизируются), высвобождая наружу сам белок и прочее содержимое клетки. Молекулы, извлечённые из клеток, переносятся в колонку, содержащую антитела, специфичные для целевого белка. Таким образом, белок задерживается в колонке, в то время как другие молекулы проходят через неё. На последнем этапе после того, как все не нужные нам белки были смыты, целевой белок высвобождается из колонки, и уже в чистом виде собирается для дальнейшего использования.
Один из таких методов называется аффинной хроматографией. Согласно этому методу смесь молекул, экстрагированных из лизированных бактерий, пропускается через колонку или цилиндр, заполненный шариками. Гранулы покрыты антителом, белком иммунной системы, который связывается с определённой молекулой-мишенью.
Антитела в цилиндре предназначены для связывания с интересующим нас белком, но не с любыми другими молекулами из смеси. Таким образом, интересующий белок задерживается в колонке, а другие молекулы вымываются из неё. На последнем этапе нужный нам белок высвобождается из колонки и собирается для использования.

Дополнительные материалы, помимо материалов Академии Хана

Хотите узнать больше о трансформации бактерий? Посмотрите эту симуляцию от LabXchange.
Хотите узнать больше о селекции трансформированных бактерий? Посмотрите эту симуляцию от LabXchange.
LabXchange - это бесплатная научно-образовательная онлайн-платформа, созданная на факультете искусств и наук Гарварда при поддержке Фонда Амгена.

Хотите присоединиться к обсуждению?

Пока нет ни одной записи.
Знаете английский? Нажмите здесь, чтобы увидеть обсуждение, которое происходит на английской версии сайта.

Bacterial transformation & selection

Transfer of plasmid DNA into bacteria. How bacteria are selected. Protein production and purification.

Key points:

  • Bacteria can take up foreign DNA in a process called transformation.
  • Transformation is a key step in DNA cloning. It occurs after restriction digest and ligation and transfers newly made plasmids to bacteria.
  • After transformation, bacteria are selected on antibiotic plates. Bacteria with a plasmid are antibiotic-resistant, and each one will form a colony.
  • Colonies with the right plasmid can be grown to make large cultures of identical bacteria, which are used to produce plasmid or make protein.

The big picture: DNA cloning

Transformation and selection of bacteria are key steps in DNA cloning. DNA cloning is the process of making many copies of a specific piece of DNA, such as a gene. The copies are often made in bacteria.
In a typical cloning experiment, researchers first insert a piece of DNA, such as a gene, into a circular piece of DNA called a plasmid. This step uses restriction enzymes and DNA ligase and is called a ligation.
After a ligation, the next step is to transfer the DNA into bacteria in a process called transformation. Then, we can use antibiotic selection and DNA analysis methods to identify bacteria that contain the plasmid we’re looking for.

Steps of bacterial transformation and selection

Here is a typical procedure for transforming and selecting bacteria:
  1. Specially prepared bacteria are mixed with DNA (e.g., from a ligation).
  2. The bacteria are given a heat shock, which "encourages" them to take up a plasmid. Most bacteria do not take up a plasmid, but some do.
  3. Plasmids used in cloning contain an antibiotic resistance gene. Thus, all of the bacteria are placed on an antibiotic plate to select for ones that took up a plasmid.
  4. Bacteria without a plasmid die. Each bacterium with a plasmid gives rise to a cluster of identical, plasmid-containing bacteria called a colony. A typical colony looks like a small, whitish dot the size of a pinhead.
  5. Several colonies are checked to identify one with the right plasmid.
  6. A colony containing the right plasmid is grown in bulk and used for plasmid or protein production.
  1. Specially prepared bacteria are mixed with DNA (e.g., from a ligation).
  2. The bacteria are given a heat shock, which causes some of them to take up a plasmid.
    The basic answer is that a heat shock makes the bacterial membrane more permeable to DNA molecules, such as plasmids. It appears that the heat shock causes the formation of pores in the bacterial membrane, through which the DNA molecules can pass.
  3. Plasmids used in cloning contain an antibiotic resistance gene. Thus, all of the bacteria are placed on an antibiotic plate to select for ones that took up a plasmid.
Diagram of a plasmid. The plasmid contains an antibiotic resistance gene, a promoter to drive gene expression in bacteria, and the target gene inserted during the ligation.
  1. Bacteria without a plasmid die. Each bacterium with a plasmid gives rise to a cluster of identical, plasmid-containing bacteria called a colony.
  2. Several colonies are checked to identify one with the right plasmid (e.g., by PCR or restriction digest).
  1. A colony containing the right plasmid is grown in bulk and used for plasmid or protein production.

Why do we need to check colonies?

The bacteria that make colonies should all contain a plasmid (which provides antibiotic resistance). However, it’s not necessarily the case that all of the plasmid-containing colonies will have the same plasmid.
How does that work? When we cut and paste DNA, it's often possible for side products to form, in addition to the plasmid we intend to build. For instance, when we try to insert a gene into a plasmid using a particular restriction enzyme, we may get some cases where the plasmid closes back up (without taking in the gene), and other cases where the gene goes in backwards.
Left: gene goes into plasmid forwards (pointing in the same direction as the promoter sequence). This is the desired plasmid from the ligation.
Middle: plasmid closes back up without taking in the gene. This is not a useful plasmid.
Right: gene goes into plasmid backwards (pointing back towards the promoter sequence). This is not a useful plasmid if we want to express the gene in bacteria.
Let's say we are trying to insert a gene into a plasmid so it can be expressed in bacteria. In order to do so, we must "paste" the gene into the plasmid next to the promoter, pointing in the forward direction:
Starting materials:
  • Target gene digested at both ends with a particular restriction enzyme.
  • Plasmid cut with the same restriction enzyme at a site following a promoter for bacterial expression. The promoter "points" towards the right, meaning that it will drive transcription of the DNA sequence that lies to the right.
What we want to get is:
  • A recombinant plasmid where the target gene is inserted after the promoter, pointing in the forward direction (oriented so that it's transcribed to make an mRNA that specified the desired protein).
Suppose we cut our gene and plasmid with the same enzyme and join the fragments together with DNA ligase. In some cases, the plasmid DNA and the gene DNA will combine in the right way and form the plasmid we're looking for. In other cases, though, the plasmid may simply close back up (without taking in the gene), or the gene may go into the plasmid backwards. A backwards gene cannot be expressed in bacteria to make a protein.
Left: gene goes into plasmid forwards (pointing in the same direction as the promoter sequence). This is the desired plasmid from the ligation.
Middle: plasmid closes back up without taking in the gene. This is not a useful plasmid.
Right: gene goes into plasmid backwards (pointing back towards the promoter sequence). This is not a useful plasmid if we want to express the gene in bacteria.
A ligation involves many fragments of DNA (billions of copies of the plasmid, and billions of copies of the gene). Thus, in every ligation, we will get some number of "good" plasmids and some number of "bad" ones. Each colony starts from a single bacterium with a single plasmid, so all the bacteria in a colony with have the same plasmid (either "good" or "bad").
See the article on restriction enzymes and DNA ligase for a more concrete example of how and why these different ligation products can form.
Why does it matter if a gene goes into a plasmid backwards? In some cases, it doesn't. However, if we want to express the gene in bacteria to make a protein, the gene must point in the right direction relative to the promoter, or control sequence that drives gene expression. If the gene were backwards, the wrong strand of DNA would be transcribed and no protein would be made.
Because of these possibilities, it's important to collect plasmid DNA from each colony and check to see if it matches the plasmid we were trying to build. Restriction digests, PCR, and DNA sequencing are commonly used to analyze plasmid DNA from bacterial colonies.

Protein production in bacteria

Suppose that we identify a colony with a "good" plasmid. What happens next? What's the point of all that transforming, selecting, and analyzing?

Possibility 1: Bacteria = plasmid factories

In some cases, bacteria are simply used as "plasmid factories," making lots of plasmid DNA. The plasmid DNA might be used in further DNA cloning steps (e.g., to build more complex plasmids) or in various types of experiments.
In some cases, plasmids are directly used for practical purposes. For instance, plasmids were used to deliver a human gene to lung tissue in a recent gene therapy clinical trial for patients with the genetic disorder cystic fibrosis1^1.

Possibility 2: Bacteria = protein factories

In other cases, bacteria may be used as protein factories. If a plasmid contains the right control sequences, bacteria can be induced to express the gene it contains when a chemical signal is added. Expression of the gene leads to production of mRNA, which is translated into protein. The bacteria can then be lysed (split open) to release the protein.
A chosen colony is grown up into a large culture. The bacteria in the large culture are induced to express the target gene through addition of a chemical signal to the culture medium. Inside each bacterium, the target gene is transcribed into mRNA, and the mRNA is translated into protein. The protein encoded by the target gene accumulates inside the bacteria.
Bacteria contain many proteins and macromolecules. Because of this, the newly made protein needs to be purified (separated from the other proteins and macromolecules) before it can be used. There are a variety of different techniques used for protein purification.
Cells that have produced protein are burst open (lysed), releasing the protein and the other cell contents. The molecules extracted from the cells are applied to a column that contains antibodies specific for the target protein. Thus, the protein is trapped in the column while other molecules from the bacteria flow through. In the final step, after all the non-target proteins have been washed away, the target proteins are released from the antibodies in the column, and the pure protein is collected for use.
In one technique called affinity chromatography, a mixture of molecules extracted from the lysed bacteria is poured through a column, or a cylinder packed with beads. The beads are coated with an antibody, an immune system protein that binds specifically to a target molecule.
The antibody in the column is designed to bind to our protein of interest, and not to any other molecules in the mixture. Thus, the protein of interest is trapped in the column, while the other molecules are washed away. In the final step, the protein of interest is released from the column and collected for use.
This article is licensed under a CC BY-NC-SA 4.0 license.

Works cited:

  1. Alton, E. W. F. W., Armstrong, D. K., Ashby, D., Bayfield, K. J., Bilton, Diana, Bloomfield, E. V., ... Wolstenholme-Hogg, P. (2015). Repeated nebulisation of non-viral CFTR gene therapy in patients with cystic fibrosis: A randomised, double-blind, placebo-controlled, phase 2b trial. Lancet Respiratory Medicine, 3(9), 684-691. http://dx.doi.org/10.1016/S2213-2600(15)00245-3.

Additional references:

Bacterial transformation: The heat shock method. (2016). In (2016). In JoVE science education database. Retrieved from http://www.jove.com/science-education/5059/bacterial-transformation-the-heat-shock-method.
Gene therapy breakthrough for cystic fibrosis. (2015, July 3). In NHS choices. Retrieved from http://www.nhs.uk/news/2015/07July/Pages/Gene-therapy-breakthrough-for-cystic-fibrosis.aspx.
Reece, J. B., Urry, L. A., Cain, M. L., Wasserman, S. A., Minorsky, P. V., and Jackson, R. B. (2011). DNA tools and biotechnology. In Campbell biology (10th ed., pp. 408-435). San Francisco, CA: Pearson.
Wilkin, D. (2016, March 23). Gene cloning - advanced. In CK-12 biology advanced concepts. Retrieved from http://www.ck12.org/book/CK-12-Biology-Advanced-Concepts/section/9.2/.
Loading