Если Вы читаете это сообщение, то это значит, что у нас есть проблемы с загрузкой внешних ресурсов для нашего веб сайта.

If you're behind a web filter, please make sure that the domains *.kastatic.org and *.kasandbox.org are unblocked.

Основное содержание

Полимеразная цепная реакция (ПЦР)

Метод, используемый для амплификации или создания множества копий определенной целевого фрагмента ДНК.

Основные моменты:

  • Полимеразная цепная реакция или ПЦР — это метод создания множества копий определенного участка ДНК in vitro (в пробирке, а не в организме).
  • ПЦР основывается на термостабильной ДНК-полимеразе — Taq-полимеразе — и требует ДНК-праймеров , разработанных специально для интересующей нас области ДНК.
  • Процесс ПЦР основан на многократном повторяющемся изменении температуры, что позволяет получить множество копий целевого фрагмента.
  • ПЦР имеет множество применений как в исследовательской деятельности, так и на практике. Она обычно используется при клонировании ДНК, в медицинской диагностике и судебно-медицинском анализе.

Что такое ПЦР?

Полимеразная цепная реакция (ПЦР) — это распространенный лабораторный метод, используемый для создания множества копий (миллионов или миллиардов!) определенного участка ДНК. Копировать можно любой интересующий нас фрагмент. Например, это может быть ген, функцию которого нужно узнать учёному, или генетический маркер, используемый судебными экспертами для сопоставления найденной на месте преступления ДНК с ДНК подозреваемых.
Обычно целью ПЦР является получение такого количества целевого фрагмента ДНК, которое можно было проанализировать или исследовать каким-либо другим способом. Например, ДНК, амплифицированная с помощью ПЦР, может быть отправлена на секвенирование, визуализирована электрофорезом в геле или клонирована в плазмиду для дальнейших экспериментов.
ПЦР используется в биологии и медицине, в том числе в исследованиях в области молекулярной биологии, медицинской диагностики и даже в некоторых областях экологии.

Taq-Полимераза

Как и для репликации ДНК в организме, для ПЦР требуется фермент ДНК-полимераза, который создает новые цепи ДНК, используя существующие цепи в качестве матриц. ДНК-полимераза, обычно используемая в ПЦР, называется Taq полимераза в честь термостабильной бактерии, из которой она была выделена (Thermus aquaticus).
T. aquaticus обитает в горячих гидротермальных источниках. Ее ДНК-полимераза очень устойчива к повышенным температурам и наиболее активна при температуре около 70°C (температура, при которой ДНК-полимераза человека или кишечной палочки перестают функционировать). Эта термостойкость делает Taq-полимеразу идеальной для ПЦР. Как мы увидим позже, высокая температура неоднократно используется в ПЦР для денатурации ДНК-матрицы или для разделения ее цепей.

Праймеры для ПЦР

Как и другие ДНК-полимеразы, Taq-полимераза может синтезировать ДНК только в том случае, если у нее есть праймер — короткая последовательность нуклеотидов, являющаяся отправной точкой для синтеза ДНК. В реакции ПЦР экспериментатор определяет участок ДНК, который будет копироваться, или амплифицироваться, подбирая соответствующие праймеры.
Праймеры для ПЦР — это короткие фрагменты одноцепочечной ДНК, обычно около 20 нуклеотидов в длину. В каждой реакции ПЦР используются два праймера, и они сконструированы так, чтобы фланкировать целевой участок (который необходимо скопировать). Таким образом, праймеры представляют собой последовательности, которые связываются с цепями матричной ДНК точно по краям копируемой области. Праймеры связываются с матрицей, образуя пары комплементарных оснований.
Когда праймеры окажутся связаны с матрицей, полимераза их удлинит, и область, ограниченная ими, начнёт копироваться.

Этапы ПЦР

Ключевыми составляющими реакции ПЦР являются: Taq-полимераза, праймеры, матричная ДНК и нуклеотиды («строительные блоки» ДНК). Компоненты объединяются в пробирке вместе с дополнительными веществами, необходимыми ферменту, и подвергаются повторяющимся циклам нагревания, а также охлаждения, что позволяет синтезировать ДНК.
Основные этапы:
  1. Денатурация (96°C): Сильный нагрев реакционной смеси, чтобы разделить или подвергнуть денатурации цепи ДНК. Этот процесс приведет к образованию одноцепочечной матрицы для выполнения следующего этапа.
  2. Отжиг (55 - 65°C). Охлаждение реакционной смеси, чтобы праймеры могли связаться со своими комплементарными последовательностями на одноцепочечной ДНК-матрице.
  3. Элонгация (72°C): Повторное увеличение температуры реакционной смеси, чтобы Taq-полимераза достроила праймеры, синтезируя новые цепи ДНК.
Такой цикл в стандартной реакции ПЦР повторяется 2535 раз и обычно занимает 24 часа, в зависимости от длины копируемого участка ДНК. Если реакция эффективна (протекает хорошо), то вместо одной или нескольких копий требуемого фрагмента получаются несколько миллиардов.
Это происходит потому, что каждый раз в качестве матрицы используется не только исходная ДНК. Вместо этого новая ДНК, полученная в результате одного цикла, может служить матрицей в следующем цикле синтеза. В реакцию поступает много копий праймеров и множество молекул Taq-полимеразы, поэтому количество молекул ДНК в каждом цикле может удваиваться. Эта модель экспоненциального роста показана на рисунке ниже.

Использование электрофореза в геле для визуализации результатов ПЦР

Результаты реакции ПЦР обычно хорошо заметны благодаря электрофорезу в геле. Электрофорез в полиакриламидном геле — это метод, при котором фрагменты ДНК проходят через гель под действием электрического тока и разделяются по размеру. Дополнительно используется ДНК-маркер, чтобы определить размер фрагментов в образце.
Фрагменты ДНК одинаковой длины образуют «полосу» в геле, которую можно увидеть невооруженным глазом, если гель окрашен ДНК-связывающим красителем. Например, когда в результате ПЦР образуется фрагмент в 400 пар нуклеотидных оснований (п. н.), на геле он будет выглядеть следующим образом:
В каждой полосе ДНК содержится очень много копий целевого фрагмента, а не одна или несколько. Поскольку ДНК имеет микроскопические размеры, чтобы увидеть ее невооруженным глазом, требуется очень много копий. Поэтому ПЦР очень важна: она приводит к образованию достаточного количества копий фрагмента ДНК, чтобы мы могли его увидеть и использовать в дальнейшей работе.

Применение ПЦР

С помощью ПЦР последовательность ДНК можно копировать миллионы или миллиарды раз, создавая достаточное количество копий ДНК для анализа с использованием других методов. Например, ДНК можно визуализировать с помощью гель-электрофореза, отправить на секвенирование или обработать рестриктазами и клонировать в плазмиду.
ПЦР используется во многих исследовательских лабораториях, а также имеет практическое применение в судебной медицине, генетическом тестировании и диагностике. Например, ПЦР используется для амплификации генов, связанных с генетическими нарушениями, при анализе ДНК пациента (или ДНК плода в случае пренатального тестирования). ПЦР также может использоваться для проверки наличия бактерий или ДНК-вирусов в организме пациента: если патоген присутствует, можно амплифицировать участки его ДНК из образца крови или ткани.

Пример: ПЦР в криминалистике

Представьте, что вы работаете в лаборатории судебной экспертизы. И только что получили образец ДНК из волоса, оставленного на месте преступления, а также образцы ДНК трех возможных подозреваемых. Ваша задача — изучить конкретный генетический маркер и проверить, соответствует ли этому маркеру какой-либо из трех подозреваемых.
Маркер бывает двух аллелей, или вариантов. В одном из вариантов содержится один повтор (коричневая область ниже), а в другом — две копии повтора. В реакции ПЦР с праймерами, фланкирующими данную область, первый аллель дает фрагмент ДНК 200 п. н., а второй — фрагмент ДНК 300 п. н.:
Вы проводите ПЦР для четырех образцов ДНК и визуализируете результаты с помощью электрофореза в геле, как показано ниже:
ДНК какого подозреваемого совпадает с ДНК, полученного с места преступления?
Выберите 1 ответ:

Подробнее о ПЦР и криминалистике

При проведении настоящей судебно-медицинской экспертизы ДНК с места преступления специалисты проводят анализ, концептуально аналогичный тому, который показан в приведенном выше примере. Однако при анализе ДНК с мест преступления и ДНК подозреваемых будет сравниваться целый ряд различных генов (а не только один, как в представленном примере).
Кроме того, гены, исследуемые при проведении судебно-медицинской экспертизы, бывают не только двух разных аллелей. На самом деле, они очень полиморфны (поли означает «много», морф — «форма»). То есть, они имеют множество аллелей, которые различаются крошечными изменениями длины фрагмента.
В судебной медицине наиболее часто используются для анализа маркеры, называемые короткими тандемными повторами (микросателлитами, также часто встречается английская аббревиатура STR), которые состоят из множества повторяющихся фрагментов одной и той же короткой нуклеотидной последовательности (обычно от 2 до 5 нуклеотидов). У одного аллеля микросателлита может быть 20 повторов, у другого — 18, а у третьего - всего 101.
Изучая несколько маркеров, каждый из которых имеет множество аллелей, криминалисты могут построить уникальный генетический «отпечаток пальца» из образца ДНК. В типичном STR-анализе с использованием 13 маркеров вероятность ложного срабатывания (возникновения ситуации, когда у двух людей были одинаковые «отпечатки» ДНК) составляет менее 1 на 10млрд1!
Хотя в нашем представлении доказательства на основе ДНК используются в первую очередь для поимки преступников, на самом деле они играют решающую роль в реабилитации ложно обвиненных людей (включая тех, кого надолго посадили в тюрьму). Судебно-медицинский анализ также используется для установления отцовства и идентификации человеческих останков с мест катастроф.

Хотите присоединиться к обсуждению?

Пока нет ни одной записи.
Знаете английский? Нажмите здесь, чтобы увидеть обсуждение, которое происходит на английской версии сайта.

Polymerase chain reaction (PCR)

A technique used to amplify, or make many copies of, a specific target region of DNA.

Key points:

  • Polymerase chain reaction, or PCR, is a technique to make many copies of a specific DNA region in vitro (in a test tube rather than an organism).
  • PCR relies on a thermostable DNA polymerase, Taq polymerase, and requires DNA primers designed specifically for the DNA region of interest.
  • In PCR, the reaction is repeatedly cycled through a series of temperature changes, which allow many copies of the target region to be produced.
  • PCR has many research and practical applications. It is routinely used in DNA cloning, medical diagnostics, and forensic analysis of DNA.

What is PCR?

Polymerase chain reaction (PCR) is a common laboratory technique used to make many copies (millions or billions!) of a particular region of DNA. This DNA region can be anything the experimenter is interested in. For example, it might be a gene whose function a researcher wants to understand, or a genetic marker used by forensic scientists to match crime scene DNA with suspects.
Typically, the goal of PCR is to make enough of the target DNA region that it can be analyzed or used in some other way. For instance, DNA amplified by PCR may be sent for sequencing, visualized by gel electrophoresis, or cloned into a plasmid for further experiments.
PCR is used in many areas of biology and medicine, including molecular biology research, medical diagnostics, and even some branches of ecology.

Taq polymerase

Like DNA replication in an organism, PCR requires a DNA polymerase enzyme that makes new strands of DNA, using existing strands as templates. The DNA polymerase typically used in PCR is called Taq polymerase, after the heat-tolerant bacterium from which it was isolated (Thermus aquaticus).
T. aquaticus lives in hot springs and hydrothermal vents. Its DNA polymerase is very heat-stable and is most active around (a temperature at which a human or E. coli DNA polymerase would be nonfunctional). This heat-stability makes Taq polymerase ideal for PCR. As we'll see, high temperature is used repeatedly in PCR to denature the template DNA, or separate its strands.

PCR primers

Like other DNA polymerases, Taq polymerase can only make DNA if it's given a primer, a short sequence of nucleotides that provides a starting point for DNA synthesis. In a PCR reaction, the experimenter determines the region of DNA that will be copied, or amplified, by the primers she or he chooses.
PCR primers are short pieces of single-stranded DNA, usually around 20 nucleotides in length. Two primers are used in each PCR reaction, and they are designed so that they flank the target region (region that should be copied). That is, they are given sequences that will make them bind to opposite strands of the template DNA, just at the edges of the region to be copied. The primers bind to the template by complementary base pairing.
Template DNA:
5' TATCAGATCCATGGAGT...GAGTACTAGTCCTATGAGT 3' 3' ATAGTCTAGGTACCTCA...CTCATGATCAGGATACTCA 5'
Primer 1: 5' CAGATCCATGG 3' Primer 2:
When the primers are bound to the template, they can be extended by the polymerase, and the region that lies between them will get copied.
Both primers, when bound, point “inward” – that is, in the 5’ to 3’ direction towards the region to be copied. Like other DNA polymerases, Taq polymerase can only synthesize DNA in the 5’ to 3’ direction. When the primers are extended, the region that lies between them will thus be copied.

The steps of PCR

The key ingredients of a PCR reaction are Taq polymerase, primers, template DNA, and nucleotides (DNA building blocks). The ingredients are assembled in a tube, along with cofactors needed by the enzyme, and are put through repeated cycles of heating and cooling that allow DNA to be synthesized.
The basic steps are:
  1. Denaturation (): Heat the reaction strongly to separate, or denature, the DNA strands. This provides single-stranded template for the next step.
  2. Annealing (55 65): Cool the reaction so the primers can bind to their complementary sequences on the single-stranded template DNA.
  3. Extension (): Raise the reaction temperatures so Taq polymerase extends the primers, synthesizing new strands of DNA.
This cycle repeats 25 35 times in a typical PCR reaction, which generally takes 2 4 hours, depending on the length of the DNA region being copied. If the reaction is efficient (works well), the target region can go from just one or a few copies to billions.
That’s because it’s not just the original DNA that’s used as a template each time. Instead, the new DNA that’s made in one round can serve as a template in the next round of DNA synthesis. There are many copies of the primers and many molecules of Taq polymerase floating around in the reaction, so the number of DNA molecules can roughly double in each round of cycling. This pattern of exponential growth is shown in the image below.

Using gel electrophoresis to visualize the results of PCR

The results of a PCR reaction are usually visualized (made visible) using gel electrophoresis. Gel electrophoresis is a technique in which fragments of DNA are pulled through a gel matrix by an electric current, and it separates DNA fragments according to size. A standard, or DNA ladder, is typically included so that the size of the fragments in the PCR sample can be determined.
DNA fragments of the same length form a "band" on the gel, which can be seen by eye if the gel is stained with a DNA-binding dye. For example, a PCR reaction producing a 400 base pair (bp) fragment would look like this on a gel:
Left lane: DNA ladder with 100, 200, 300, 400, 500 bp bands.
Right lane: result of PCR reaction, a band at 400 bp.
A DNA band contains many, many copies of the target DNA region, not just one or a few copies. Because DNA is microscopic, lots of copies of it must be present before we can see it by eye. This is a big part of why PCR is an important tool: it produces enough copies of a DNA sequence that we can see or manipulate that region of DNA.

Applications of PCR

Using PCR, a DNA sequence can be amplified millions or billions of times, producing enough DNA copies to be analyzed using other techniques. For instance, the DNA may be visualized by gel electrophoresis, sent for sequencing, or digested with restriction enzymes and cloned into a plasmid.
PCR is used in many research labs, and it also has practical applications in forensics, genetic testing, and diagnostics. For instance, PCR is used to amplify genes associated with genetic disorders from the DNA of patients (or from fetal DNA, in the case of prenatal testing). PCR can also be used to test for a bacterium or DNA virus in a patient's body: if the pathogen is present, it may be possible to amplify regions of its DNA from a blood or tissue sample.

Sample problem: PCR in forensics

Suppose that you are working in a forensics lab. You have just received a DNA sample from a hair left at a crime scene, along with DNA samples from three possible suspects. Your job is to examine a particular genetic marker and see whether any of the three suspects matches the hair DNA for this marker.
The marker comes in two alleles, or versions. One contains a single repeat (brown region below), while the other contains two copies of the repeat. In a PCR reaction with primers that flank the repeat region, the first allele produces a 200 b, p DNA fragment, while the second produces a 300 b, p DNA fragment:
Marker allele 1: primers flanking repeat region amplify a 200 bp fragment of DNA
Marker allele 2: primers flanking repeat region amplify a 300 bp fragment of DNA
You perform PCR on the four DNA samples and visualize the results by gel electrophoresis, as shown below:
The gel has five lanes:
First lane: DNA ladder with 100, 200, 300, 400, and 500 bp bands.
Second lane: DNA from crime scene, 200 bp band.
Third lane: Suspect #1 DNA, 300 bp band.
Fourth lane: Suspect #2 DNA, 200 and 300 bp bands.
Fifth lane: Suspect #3 DNA, 200 bp band.
Which suspect's DNA matches the DNA from the crime scene at this marker?
Choose 1 answer:
Choose 1 answer:
Humans are diploid, meaning that they have two copies of most of their DNA. Thus, there will be two copies of the marker we are examining in each of the DNA samples.
If a person has two different alleles of the marker (is heterozygous), two different-sized bands (200 bp and 300 bp) will be amplified during PCR. These will appear as bands of DNA in the gel at the 200 bp and 300 bp locations.
If a person has two copies of the same allele (is homozygous), only one band will be amplified during PCR. If the person is homozygous for the 200 bp allele, only a 200 bp band will be visible on the gel. Similarly, if the person is homozygous for the 300 bp allele, only a 300 bp band will be visible on the gel.
The marker genotypes of the DNA samples are:
  • Crime scene DNA: homozygous 200 bp allele
  • Suspect 1: homozygous 300 bp allele
  • Suspect 2: heterozygous
  • Suspect 3 homozygous 200 bp allele
Both the DNA sample from the crime scene and the DNA sample from suspect 3 are homozygous for the 200 bp version of the marker. That is, the two samples match for this marker.

More about PCR and forensics

In real forensic tests of DNA from a crime scene, technicians would do an analysis conceptually similar to the one in the example above. However, a number of different markers (not just the single marker in the example) would be compared between the crime scene DNA and the suspects' DNA.
Also, the markers used in a typical forensic analysis don't come in just two different forms. Instead, they're highly polymorphic (poly = many, morph = form). That is, they come in many alleles that vary in tiny increments of length.
The most commonly used type of markers in forensics, called short tandem repeats (STRs), consist of many repeating copies of the same short nucleotide sequence (typically, 2 to 5 nucleotides long). One allele of an STR might have 20 repeats, while another might have 18, and another just 10start superscript, 1, end superscript.
By examining multiple markers, each of which comes in many allele forms, forensic scientists can build a unique genetic "fingerprint" from a DNA sample. In a typical STR analysis using 13 markers, the odds of a false positive (two people having the same DNA "fingerprint") are less than 1 in 10 b, i, l, l, i, o, nstart superscript, 1, end superscript!
Although we may think of DNA evidence being used to convict criminals, it has played a crucial role in exonerating falsely accused people (including some who had been jailed for many years). Forensic analysis is also used to establish paternity and to identify human remains from disaster scenes.

Attribution:

This article is a modified derivative of "The polymerase chain reaction," by CK-12 Foundation (CC BY-NC 3.0).
The modified article is licensed under a CC BY-NC-SA 4.0 license.

Works cited:

  1. Reece, J. B., Urry, L. A., Cain, M. L., Wasserman, S. A., Minorsky, P. V., and Jackson, R. B. (2011). Forensic evidence and genetic profiles. (10th ed., pp. 430-431). San Francisco, CA: Pearson.

References:

Kimball, J. W. (2014, May 3). PCR. In Kimball's biology pages. Retrieved from http://www.biology-pages.info/P/PCR.html.
OpenStax College, Biology. (2016, March 23). Biotechnology. In OpenStax CNX. Retrieved from http://cnx.org/contents/GFy_h8cu@10.8:exg4e4AU@7/Biotechnology.
Reece, J. B., Taylor, M. R., Simon, E. J., and Dickey, J. L. (2012). DNA profiling. In Campbell biology: Concepts & connections (7th ed., pp 242-246).
Reece, J. B., Urry, L. A., Cain, M. L., Wasserman, S. A., Minorsky, P. V., and Jackson, R. B. (2011). Amplifying DNA: The polymerase chain reaction (PCR) and its use in DNA cloning. (10th ed., pp. 414-416). San Francisco, CA: Pearson.
Wilkin, D. (2016, March 23). Biotechnology and forensic science - advanced. In CK-12. Retrieved from http://www.ck12.org/biology/Biotechnology-and-Forensic-Science/lesson/Biotechnology-and-Forensic-Science-Advanced-BIO-ADV/.